Приведу занятный копипаст, а вот тут полная версия http://emergency.kulichki.net/psicho/brian.htm Как-то Р. Сперри рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией. В лечебных целях, разумеется! И с изумлением обнаружил, что два полушария одного мозга ведут себя как два совершенно различных мозга и даже не всегда понимают друг друга. Если отключали правое полушарие, человек понимал слова, цифры, разговаривал, но становился совершенно беспомощным если требовалось сделать что-то с предметами материального мира или их изображениями. Когда работало одно правое - пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбирался в произведениях живописи, музыки и интонациях речи, но терял способность связно говорить и понимал только простейшие словесные конструкции.
И пошло гулять в литературе представление о левом математическом и правом художественном мозге. Или, говоря научнее: левое логико-вербальное мышление и правое пространственно-образное.
На самом деле столь четкого разделения нет. Человек и с одним правым полушарием способен понимать обращенные к нему слова, простую речь. И нет ни одного бесспорного аргумента в пользу неспособности левого полушария воспринимать образы. Различие между полушариями мозга определяются не столько качественными особенностями воспринимаемого материала, сколько стратегией переработки. Оно сводится к принципам построения связного контекста из отдельных элементов информации.
Кстати, оказалось, что люди с преобладающим доминированием образного мышления легко, без дополнительных затрат энергии, включают в деятельность правое полушарие. А вот работа, связанная с решением логических задач, ведет к значительной дополнительной активации мозга.
Согласно тем же исследованиям, люди, у которых равномерно развиты оба типа мышления, одинаково успешно выполнявшие и счетно-логические и пространственно-образные задания, адекватно включали соответсвуюшие механизмы обеих полушарий по мере надобности. Специальный анализ показал, что эти люди воспитывались в условиях активного межкультурного общения. Выходит, доминирование того или другого полушария - это не генетическая особенность, а особенность раннего воспитания и развития. Выходит - это определенный, индивидуально закрепленный стиль мышления, который можно при необходимости и перенастроить. Как было бы славно: нужно тебе расчитать бюджет семьи - включаешь левое полушарие, захотел прославиться сочинением дамских романов - правое.
Левое полушарие создает из элементов однозначный контекст. Из всех связей между элементами оно выбирает только те, которые наиболее существенны для данной конкретной задачи. Правое же создает многозначный контекст из всех одновременно схваченных признаков и связей одного и того же явления. Левое полушарие создает модель удобную для анализа, но ограниченную. Правое - полный, живой образ, но поверхностный.
Каждый тип мышления имеет свои преимущества и недостатки. Нельзя сказать, будто левое полушарие осмысливает бледную тень мира. Именно потому, что выбираются существенные, главные черты, они исследуються более глубоко и видятся ярче. Но для творчества, для преодоления традиционных представлений и обнаружения новых закономерностей уже существующего, необходимо восприятие мира во всей целостности.
Общая фраза, что открытия совершаются на стыке наук, как бы указывает на предпочтительность правополушарного типа мышления.
Логико-знаковое мышление вносит в картину мира упорядоченность, образное - обеспечивает непосредственное восприятие мира.
Проведя довольно тонкие многоплановые исследования, изучая биопотенциалы мозга и его энергетический обмен, физиолги установили четкую связь затрат с типом мышления. При решении задач творческого характера у высокотворческих личностей художественного склада активность мозга не увеличивается. А задачи, адресованные к левому полушарию требуют дополнительной активации мозга, независимо от творческого потенциала. Выходит, формирование общего представления, пусть и многопланового, требует меньших затрат, чем углубление, приведение к порядку.
У лиц, сохраняющих способность к образности мышления, творческая работа, даже многочасовая, менее утомительна, чем однообразная и рутинная. Они яркие, интересные, но капризные личности. Люди же с преобладанием формально-логического мышления предпочитают выполнять механическую работу, причем она не кажется им скучной или утомительной. Такие люди неспособны к высоким взлетам, предсказуемые, но надежные исполнители. Мир для них однозначен как дважды два - четыре, но настолько же обеднен.